Аннотация — это рекламное объявление для вашей книги. Покажите, что именно вы продаете и для кого предназначается ваш товар, а также дайте гарантии качества.
Как писать аннотацию?
“Скелет” аннотации выглядит примерно так:
• Декорации: где и когда происходит действие?
• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это “что-то” должно быть крайне важным для него.
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
Писатель Карен С. Уизнер нашла свой ответ на вопрос “Что такое аннотация и как ее писать?” Она предлагает и такую схему написания аннотации:
Кто? Что? Почему? Почему нет? ***хочет добиться ***, т.к. ему нужно ***, но он сталкивается с ***.
Вы также можете заполнить пробелы в следующей схеме:
____________ хочет ____________, потому что ___________, но он (она) сталкивается с (имя героя) (цель) (мотивация) ___________________________. (препятствие на пути к счастью)
Создав подобный черновик аннотации, вы решите первую задачу: опишете, что за книгу вы хотите опубликовать. Теперь нужно переработать текст так, чтобы он соответствовал потребностям вашей целевой аудитории.
Целевая аудитория
Если ваши читатели — люди с неразвитым литературным вкусом, то предложения в аннотации должны быть краткими, без украшательств. Акцент делается на нечто сенсационное, вызывающее или полезное. Читателю обещаются простые удовольствия — смех, страх, удовлетворение любопытства.
Если целевая аудитория — интеллигенция, то упор надо делать на эстетическом удовольствии от книги и высоком качестве информации. В данном случае приземленная аннотация может убить книгу.
Одно дело написать:
Роман рассказывает о педофиле, который сожительствовал с ребенком.
И совсем другое:
Перед вами роман о трогательной, мучительной любви зрелого мужчины к 12-летней девочке.
Обе аннотации верно описывают набоковскую “Лолиту”, но если на обложку поместить первый вариант, то книгу купит охранник из пивного ларька, а образованная барышня даже не найдет этот роман: ведь в магазине его поставят на полку “Секс и эротика” — как раз на основании аннотации
Полезные советы
Не забывайте, что аннотация для издательства и для читателей — это разные вещи. В некоторых случаях они совпадают, в некоторых нет. Редакторами работают люди с высшим образованием и определенной начитанностью, и живут они, как правило, в городах. А целевой аудиторией книги могут быть совсем иные граждане.
Не выдавайте желаемое за действительное. Если на бульварном романе будет написано “Новый Довлатов” — это отпугнет и эстетов, и неэстетов. Людям попроще не нравится классика. А тех, кому нравится, не обманешь аннотацией.
Если вам нужно написать аннотацию на сборник рассказов, опишите один из них, а ниже укажите, что речь идет о сборнике.
Типичные ошибки при написании аннотации
1. Нет конкретики
Это очень смешная книга!
Вам смешно, когда вы читаете такое в аннотациях? Если вы хотите убедить читателя, что книга забавная, вставьте в ее описание шутку. То же самое касается нежнейшей лирики, оригинальной философии, богатого языка и прочих достоинств. Не рассказывайте, а показывайте на деле, что вы владеете своим искусством: пишите аннотацию в том же ключе, что и основной текст.
2. Неубедительно
Вася Пупкин — открытие в мире литературы последних лет. Он один из самых неординарных писателей сегодняшней России. В его сильной, жесткой прозе сочетается черный юмор и мастерство настоящего прозаика.
Таких аннотаций — пруд-пруди и ни одна из них не кажется убедительной.
3. Нет истории
Звери, проникающие в деревню на рассвете… Девушка в черном платье… Странный сюжет, основанный на реальном политическом скандале! Интересно? Просто раскройте книгу. И вы не оторветесь от нее до самой последней страницы.
Вопрос: о чем книга?
4. Банальность
Известный писатель Вася Пупкин с одному ему присущими глубиной и сопереживанием рассказывает удивительные истории о любви и ненависти, об изменах и разочарованиях, о терпении и надеждах, о том, как чувства украшают или уродуют человеческую жизнь.
5. Нет эмоций
Мужчина и женщина встречаются и расходятся. А потом вновь встречаются через двадцать лет. Кем они могли бы стать, если бы не расстались тогда? Это роман о любви. О стереотипах и о проклятиях, которые навлекаем мы сами на себя.
6. Полный набор всех ошибок
В сборник вошли лучшие фантастические произведения русскоязычных авторов из разных стран мира. Работы тщательно отбирались наиболее авторитетными представителями российской фантастики. Имена, которые вы найдете в этой книге, вряд ли встречались вам раньше, но они, без сомнения, внесут значительный вклад в развитие своего направления.
Неэмоционально, неубедительно, никакой конкретики, никакой истории, никакого сюрприза.
Образцы аннотаций на книгу
Эльвира Барякина
Ж. замечательных людей
Если скрестить Фаину Раневскую, Сократа и мадам Помпадур, получится Мардж Тенш. Она родилась в СССР, но потом перебралась в Америку, открыла в Голливуде литературное агентство и по неосторожности влюбилась в адвоката Пола Вардлоу.
Пол умеет тонко шутить и проводить любопытные исторические параллели, но, к сожалению, в его шкафу имеется пара мрачных скелетов, и ужиться с этой зубастой братией не так-то легко.
Эльвира Барякина Белый Шанхай Клим Рогов прибыл в Китай вместе с тысячами белогвардейцев, которые покинули Россию после Гражданской войны. Журналист, умеющий писать только по-русски и по-испански, не мог рассчитывать на успех в Шанхае, однако Клим решил побороть эмигрантское проклятие. Он должен был вернуть себе былую славу и любовь Нины Купиной — сильной, несносной, ослепительной женщины, ради которой стоило штурмовать неприступные города.
Comentarios