Начало – в рассказе, повести или романе – очень важная часть. Именно читая начало истории, мы понимаем, заинтересует она нас или нет, захотим ли мы узнать, что будет дальше, или скользнем взглядом по тексту и, заскучав, закроем книгу.
Функция начала – зацепить читателя, заинтриговать, заставить листать страницу за страницей, узнавая историю, знакомясь с героями и открывая для себя новый мир. И автору очень важно сделать начало истории интересным и запоминающимся. И не наломать по незнанию дров, избежав грубых ошибок.
Какие ошибки таятся в первых главах начинающих авторов?
Самая распространенная ошибка – это плохой текст, так называемое косноязычие и стилистические огрехи. Но это поправимо. Плохо писать начинают практически все, что объяснимо. Любому автору необходимо «расписаться» – привыкнуть выражать мысли письменно, почувствовать слово и войти в рабочий режим. Но, повторюсь, это поправимо.
Когда работа над черновиком закончена, начальные главы вычитываются, редактируются и частично переписываются, урезаются или дополняются – другими словами, «причесываются».
Однако если вы не хотите переписывать все начало – несколько глав целиком, – то обратите внимание на информацию, которую излагаете. Именно в изложении – подаче информации и кроются самые неприятные ошибки.
Основные ошибки начальных глав
1. Переизбыток данных. В первую очередь, это касается таких жанров как фэнтези и фантастика.
Новая история – новый мир, и начинающие авторы зачастую пытаются впихнуть в первые две-три главы все, что успели придумать: и географию, и историю, и экономические связи, и политические интриги, и биографии героев. А читатель теряется – куда он попал, зачем ему знания о восьми континентах фэнтезийного мира во втором абзаце первой главы, да еще и с подробностями о флоре и фауне? Автору кажется, что так читатель быстрее проникнется новым миром, а у читателя вместо этого в голове образуется каша, и мир совсем не видится и не чувствуется.
Что делать? Заранее разбейте всю информацию на блоки так, чтобы в каждом было по одному-двум фактам из каждой категории – географии, истории, биографии героев и т.д. Блоки рассортируйте по степени важности – о чем необходимо сказать в первую очередь, о чем – потом. И вплетайте факты по мере необходимости – блоками, разбавляя их диалогами или монологами. Да, мозгу читателя надо отдыхать. Блок важного – блок о красоте голубого неба, чтобы полученные знания усвоились.
2. Подробная биография главного героя. Здесь же – длинные описания погоды, природы и «простыни» размышлений о непростой судьбе королевства (на которое опять орки зарятся, будь они неладны…).
Поставьте себя на место читателя. Вам интересно читать двадцатистраничное «я, такой-то и такой-то, родился тогда и у тех-то, а родители мои, такие-то и такие-то, а жизнь моя – такая-то и такая-то»?
Думается, что нет.
Началу необходим экшен, драйв, искорка, активность, желательно – двигательная.
Что делать? Если не знаете, как иначе представить героя, а действие ведется от первого лица, то хотя бы втравите его в заварушку. А уже потом, выбравшись из оной, пускай он сидит в таверне и размышляет о своей непростой судьбе. Опять же – блоками. И, вполне возможно, рассказ о родителях получится совместить или со случайной встречей, или с изгнанием героя из родных краев. То же самое касается и непростой судьбы королевства, и удивительно хорошей погоды. Если не получается экшен, сойдет и загаданная загадка (ага, куда делось кольцо всевластья и как убили Темного Властелина, да и убили ли?). И каждому – каждому! – информационному блоку нужна повествовательная подводка (что заставило героя вдруг вспомнить свои 15 лет?) и элементы действия. Опять, же не забываем между фактами вставлять «разгрузочные» абзацы.
3. Неприятности главного героя/героев/мира и переизбыток тайн.
Начинающие авторы любят в начале истории напустить туману – якобы так читатель быстрее проникнется детективной атмосферой и вперед героя рванет разгадывать загадки и проходить квесты. И очень часто втравливают героя в немыслимое количество неприятностей.
Так, буквально за десять страниц текста несчастный: а) срывает задание и оказывается в должниках у гильдии воров; б) его трижды зачем-то пытаются убить в темных подворотнях; в) бросает любимая; г) выгоняют из квартиры опять же за долги; д) самого обворовывают и крадут семейную реликвию, которую срочно надо вернуть, ибо завтра мама приедет; е) отправляют спасать мир, потому как луна покраснела, и настало время пророчества, да.
Избыточный пример? И весьма. Но среди текстов начинающих подобный ход – явление нередкое. Опять же – чтобы заинтриговать читателя. Но читатель вместе с героем впадает в ступор и не понимает, куда бежать и за какое дело хвататься. А ведь он должен предвидеть возможные ходы героя. У него должен складываться план будущих действий и четкое видение ситуации.
Помните: переизбыток действий – так же плох, как и описание погоды на десять страниц.
Что делать? Неприятности должны расти как снежный ком – постепенно, событийно и обоснованно. Желательно – неприятности должны вытекать одна из другой, еще желательнее – чтобы в итоге из них получилась Одна Большая Неприятность (тот самый снежный ком), из которой герой будет мужественно выкарабкиваться. А еще желательнее – чтобы неприятности вытекали из интриги и идеи произведения, а не красоты ради расписывались. То же самое касается избытка загадок и тайн. Для начала хватит и одной интересной тайны, разгадывая которую герой будет находить и ответы на вопросы прошлого, и скелеты в чужих шкафах, и новые небольшие загадки. Разумеется, желательно, чтобы все это работало хотя бы на развитие сюжета.
4. Отсутствие завязок на интригу и идею. И - отсутствие интереса.
Очень распространенное явление. Герой откуда-то и куда-то идет, на него непонятно зачем нападают, он отбивается и раненым отлеживается у лесной ведьмы, чтобы снова куда-то пойти. Куда? С какой целью? Чем герой так интересен, почему читатели именно за ним должны наблюдать? А нападают разбойники или наемники, ибо герой кому-то очень мешает? И кто, в конце концов, эта ведьма, почему она, молодая и красивая, живет в лесу одна?
Если начало вашей истории примерно таково, и вы с трудом представляете себе, что будет дальше, что лежит в основе интриги, какова идея, а ваш герой бредет по миру, как ежик в тумане… Тогда хотя бы памяти его лишите и окружите загадочными событиями! К примеру, он бредет по дороге пешком, а одет как аристократ, и кольцо на пальце загадочное, и родинка на щеке знак напоминает, и из глаз в ярости огонь хлещет. Это и начало оживит, и «обоснуем» станет, и читательский интерес пробудит. И выступит завязкой для интриги – кто же герой такой и почему потерял память?
Что делать? Задавайте вопросы – герою, ситуации, окружающему миру. И отвечайте предельно развернуто и честно. «А потому что я так хочу/вижу» – подход дилетанта и графомана, которому важно писать, но неважно, насколько логичным и интересным получится произведение.
Главное, о плохом текстовом начале – сложностях в стилистике – всерьез не печальтесь. Напишите черновик, закончите его полностью, наберитесь опыта и почувствуйте слово. Отредактировать косноязычный текст куда легче, чем переписывать заново несколько глав, добавляя упущенную важную информацию по сюжету и мотивам героя.
Comentários