Иногда случается, что вообще ничего не получается написать. Можно часами сидеть над пустой страницей, или получаются главы ни о чём – на порядок хуже, чем те, что написаны вчера. Есть ли способы, как с этим бороться? С одной стороны, ждать вдохновения – жизни не хватит. А с другой, писать что-то непонятное без настроения – тоже не вариант…
Здесь имеют место быть следующие проблемы:
а) недостаточная проработка все истории и ее отдельных эпизодов;
б) потеря интереса.
Разберем оба момента подробно.
Бесплодное сидение над чистым листом – это незнание, о чем писать. История не проработана в мелочах. Есть лишь абстрактное понимание того, что будет дальше.
Например, сейчас, в первой главе, герой находится в точке А, но ему надо обязательно попасть в точку Б главе эдак к десятой. А вот конкретного понимания – цепи событий, пути героя по придуманным и продуманным эпизодам, от главы к главе, – нет.
Получается, прежде чем придумать и обработать задумку, вы сразу садитесь писать. В надежде, что сейчас начну, а в процессе все придумается. И бывает, что придумывается. И пишется. И иногда прилично. А иногда – ни о чем. И хуже, чем накануне. Но иногда для этого приходится сидеть и смотреть на файл, перечитывая написанное, несколько часов. А иногда – даже это не помогает. И не придумывается, и не пишется вообще.
Что делать в таком случае – когда не пишется вообще?
1. Не садитесь писать, пока не придумаете продолжение и не продумаете эпизод.
Да, «утром деньги – вечером стулья». Если вы пишете по вечерам, то с утра перечитайте последние страницы и в течение дня решайте – как повернуть сюжет, куда и зачем пойти герою, что случится? Очень хорошо помогает метод вопросов – герою, ситуации. И к вечеру – к началу работы – у вас будет сумбурное, но все-таки представление, о чем писать. А из сумбура польза извлекается быстрее, чем из пустоты.
Если для работы определен день, тоже не садитесь писать сразу. Придумайте занятие, которое не мешает думать, – погулять полчаса, разобрать книжный шкаф и пр. За мелкими бездумными занятиями очень хорошо размышляется. Но не о вечном. А о том, о чем писать следующий эпизод.
2. Пишете зарисовки на будущее.
Если продолжение упрямо не придумывается, оставьте это занятие. Вероятно, вам еще не пришли нужные мысли. Подумайте о других сценах – о концовке или о развязке. Продумайте их и запишите – короткими зарисовками. Это тоже проработка. И сбор материала. Когда его набирается достаточно, вопрос, о чем писать дальше, исчезает сам собой. Достаточно поднять все зарисовки, просмотреть и выстроить их в событийную цепь. И, конечно, подумать. Что, зачем и почему. Другими словами, поработать над идеей книги.
И напоследок. Не теряйте время на пустопорожнее сидение за компьютером. Если за пару часов вы так ничего и не придумали, займитесь другими делами. Да, ждать вдохновения – жизни не хватит, но и на книге свет клином не сходится. Чем весь день судорожно заставлять себя написать один абзац, лучше потратить время с пользой. Сделать отложенные дела, посмотреть фильм или почитать.
Именно в такие моменты расслабленности, когда ты не заставляешь себя работать, и приходят интересные идеи – или о новых книгах, или о том, как продолжить старую. Мозг все равно будет решать поставленную перед ним задачу. И лучше всего она решается не из-под палки, а в свое время. Опять же, фильмы и книги могут натолкнуть на дельную мысль.
Comments