top of page
Фото автораМарина Стариченко

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ДЛЯ КНИГИ


Любой эксперт в области книгопечатанья подтвердит: не стоит недооценивать значение обложки. Показательную историю из творческой карьеры Стивена Кинга в своем интервью приводит российский писатель и сценарист комиксов Александр Кондратьев:


«Однажды ему пришло письмо – отзыв на его книгу: «Я бы выслал вам вашу дерьмовую книжку обратно, но мне нравится иллюстрация на обложке».


С этим утверждением сложно не согласиться. При том многообразии предложения литературы, какое мы видим сегодня, обложка – важный инструмент продвижения именно вашей книги. Внешний вид публикации может как заинтересовать читателя, так и отпугнуть. Это касается не только бумажных изданий: на электронных ресурсах оформление напрямую влияет на количество просмотров и скачиваний. Причина проста – визуализация задает ожидание от книги. Если обложка сделана абы как, то и само произведение читатель будет заочно воспринимать, как графоманию дилетанта, и предпочтет не тратить время и деньги.


Обложка – больше результат работы дизайнера, чем иллюстратора, она может не содержать иллюстраций вовсе. Например, если это справочное издание, деловая книга или сборник. В этом материале мы сделаем акцент на художественную литературу, где иллюстрация на обложке не просто уместна, а служит дополнительным инструментом привлечения читателя. Также мы будем иметь в виду иллюстрацию в самом широком смысле, то есть как рисунок, фотографию, коллаж и любую иную визуализацию.


Самое важное, что стоит знать: создание обложки требует определенных навыков, как минимум умения рисовать или пользоваться редакторами, такими как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator или CоrelDRAW. Также необходимо наличие чувства стиля и вкуса, понятия о сочетаемости цветов, контрасте и так далее. Если у вас нет достаточных навыков, лучше доверьте эту работу профессионалам. Если вы все же уверены в своих силах, то читайте дальше.

Основные принципы создания обложки

Если вы думаете, что на обложке вашего произведения обязательно должны красоваться любовно прописанные вами герои – вы ошибаетесь. Читатель еще не открыл вашу книгу, он не знает о чем она и не успел привязаться к персонажам. Задача обложки не рассказать вашу книгу одной картинкой, а привлечь читателя.

Возможно, перечисленные ниже пункты покажутся вам очевидными, но эти принципы действительно часто нарушаются:

1. Соответствие содержанию, логика.

Секундный взгляд на обложку должен составить у читателя представление об общем содержании книги, ее жанре. На обложке мрачного готического романа не уместны изображения цветущих садов или милых зверушек, и вообще яркие цвета. Черно-белая картинка с плачущей эмо-девочкой в аниме-стиле тоже проигрышный вариант – не тот жанр. Тут целесообразнее использовать изображение готического собора или замка в дождливую погоду или сумерках.


2. Соответствие полу, возрасту и прочим параметрам целевой аудитории.

«Книжка, которую стоит прочитать каждому» – лишь маркетинговый ход (хотя такие книги на самом деле существуют, это букварь и словарь), произведения пишутся для читателя определенного пола и возраста. Иллюстрация на обложке тоже подчиняется этому требованию.

От жанра произведения зависит не только стилистика изображения на обложке, но даже цветовая гамма. Если вы хотите привлечь к книге определенную группу людей, обязательно следует учитывать возрастные особенности аудитории, ее предпочтения, интересы и так далее. Так, для детской иллюстрации (особенно для книг на совсем молодую аудиторию: дошкольники, младшеклассники) характерны четкость и простота форм, яркость и контрастность цвета. Различается даже шрифт – для детских книг он крупнее, чаще неформальный по начертанию. Для подростковой, женской, мужской – для каждой обложки свои особенности и правила. Они коррелируют с психологическими особенностями восприятия людей разного возраста и пола, а также с ожиданиями читателей.


3. Соответствие ожиданиям читателя: клише, тренды.

Удивит вас это или нет, но существуют клише обложек. И формируют их сами читатели, покупая издания с клишированными обложками.

Издание «Look at me» пишет: «Клише в книжных обложках в первую очередь объясняются бизнесом. Многие люди решают, какую книгу купить, прямо в магазине: поэтому обложка должна сразу показывать, в каком жанре книга и нередко – какого пола главный герой. Скажем, если на вашей обложке силуэт мужчины среди снега или тумана – всем понятно, что это какой-то детектив или остросюжетная шпионская история».

И это действительно так, потребитель реагирует на привычные и понятные ему вещи. Мужчина на обложке женского романа должен быть не просто какой-то особью мужского пола. Он должен быть именно таким, каким подавляющее большинство женщин представляют себе героя-любовника (а если точнее – каким преподносит его массовая культура, что укореняет соответствующий образ в сознании большинства): чувственный мачо с идеальным телом, голубоглазый блондин или страстный южанин. А вот криминальный авторитет – это у нас лысый мордоворот с золотой цепью в палец толщиной и блатными наколками на все тело. Ну и что, что в реальной жизни все может быть не так, большинство представляют их именно такими.

Разумеется, если это не идет в разрез с героями, описанными в самой книге. Но, как правило, персонажи произведений тоже подчиняются неким клише, чтобы быть понятными и близкими читателю. Вовсе не обязательно, чтобы обложка стопроцентно соотносилась с сюжетом книги, гораздо важнее, чтобы она была ассоциативной, оставляла у читателя верное первое впечатление, побуждала открыть книгу и узнать, что в ней.

Вот некоторые из таких клише:

- лирика, романтика: картины классической живописи, пейзажи в нежных пастельных тонах, небо, миловидное женское лицо с выражением одухотворенности или грусти, цветы;

- нуарный детектив: мрачная палитра, резкие контрастные силуэты, дождь, улочки, по которым бежит человек в темном плаще, пули, пятна крови;

- женские любовные романы: страстные пары, контрастная цветовая гамма с преобладанием красного, текстуры шелка, атласа, присутствие таких символов, как красное вино, красные розы, красное яблоко, красное платье;

- романы об успешных людях: строгая палитра, лаконичность, люди в деловых костюмах, дорогие машины, особняки;

- мистика: сине-фиолетовая гамма, ведьмовская атрибутика, силуэты деревьев и старых особняков, люди в мантиях с капюшонами, космос, лес;

- фэнтези: воины, маги, холодное оружие, средневековые замки, драконы;

- фантастика: космос, роботы, космические корабли, ученые.


4. Гармоничность, удобство восприятия.

Картинка должна быть достаточно яркой и четкой, особенно для электронных изданий, чтобы на превью обложка не смотрелась как мутное месиво пестрых пятен. Не надейтесь, что читатель, заметив такое пятно, решит рассмотреть подробнее, что же это за мельтешня.

5 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page