Почему сюжет неожиданно "съезжает" от ранее запланированного? Незапланированные перемены в сюжете – вещь очень сложная и вредная, и важно знать, как с этим бороться.
Итак, каковы же причины изменений в сюжете?
1. Увлеченность – миром, героем, остротой сюжета.
Автор с таким рвением начинает завоевывать мир, так увлекается сюжетным поворотом или так глубоко погружается в переживания героя, что забывает о главном – о том, с чего всё началось. Он живет здесь и сейчас – в конкретной острой сцене или неразгаданной загадке, – и упускает из виду истоки и причины ситуации. И в итоге занимается тем, что нравится лично ему, а не тем, чего требует логика истории.
Эта мутация, в целом, полезна, ведь если бы всё устраивало в первом варианте, второй бы не появился и не довел историю до глобальных изменений. А мутация, как лакмусовая бумажка, показывает, что именно вам интересно на самом деле, в каком жанре вам хорошо и уютно.
Чтобы потом переработать роман, достаточно написать обратный план, найти тот момент, где вы, увлекшись, свернули не туда, а потом проанализировать текст и понять, как переделать первую часть под вторую, что из второй вынести в первую.
2. Забывчивость – а забыть, с чего всё началось, романисту очень просто.
Длинная «книжная» дистанция заполнена препятствиями – дом, работа, прочий быт. И не всегда находишь время на написание, и перечитать некогда. Через месяц-другой идея истории и ее начало забываются. И, дабы не тормозить, автор хватается за то, что есть – за последнюю написанную главу.
В итоге и начало от середины отрывается, и логика героев сыплется, и история меняется. А роман превращается в хаос. Чтобы его упорядочить, опять же анализируется текст, пишутся планы и рисуются сюжетные схемы. И особенное внимание уделяется началу – что в него вложено, какой конфликт начинается, какая интрига раскручивается.
Потом читается основной текст и решается – что и куда вписать, чтобы соединить начало и конец. Это могут быть «ружья» – в начале обрисовались, в середине «выстрелили»; конфликт – в начале обозначился, в середине развернулся.
События начала надо «протаскивать» через всю середину к финишу. Или, как вариант, переписывать начало под середину, прежде, конечно, наведя в ней порядок, чтобы события логично цеплялись друг за друга.
3. Скука – автор решил написать сентиментальный роман, всё продумал, сел за работу, но на середине истории заскучал.
И задумался: не добавить ли драйва – покушений, похищений, погонь? Экшен понравился, и романтические сантименты сначала ушли на второй план, на третий, а потом и вовсе пропали из виду.
Такая мутация, в принципе, полезна, кроме одного: если смешивать поджанры, то делать это сразу. Чтобы для нежной читательницы, которая любит всплакнуть над чувствами героев, сюрпризы не стали неприятными.
А это значит, опять же, – надо читать и перечитывать текст и думать, какие яркие элементы из измененной части можно вставить в начало.
4. Неуверенность – автор или не знает, чего хочет, или опыта мало (или всё вместе), и просто следует за историей.
Привела она к любовной линии – пишет про любовь, кончилась любовь и начались убийства – ввязался в детектив.
Это, конечно, отрицательная мутация. Иногда слушать историю правильно, но всё-таки автор – рассказчик, и ему решать, что и как должно быть. То есть история шепчет, а автор прикидывает и размышляет: подойдет или нет, писать или нет. И только так.
И исправляется мутация всё теми же планами и анализом текста. Плюс суровая формулировка идеи, интриги, конфликта, характеров героев. При правке очень важно понять, о чем вы хотите написать, какими будут герои, какой жанр ляжет в основу. И протянуть это событиями через всю историю.
Да, неподходящее придется удалить или переписать, но жалеть текст не надо. История должна быть понятной и логичной, особенно если вы пишете ее не в стол и для себя, а с прицелом на литсайты и читателей.
5. Появление решительных персонажей и бунт героев.
Бывает, что появление одного случайного персонажа ставит крест на всех планах: должен был только дорогу показать, а он берет мешок, говорит: «Пошли, провожу» – и оказывается шпионом антагониста. И гладкий в планах путь героя превращается в минное поле.
Или бунтующий герой вводит в ступор и заставляет перекраивать всё – интриги, сюжетные события, линии конфликта и концовки. Герой должен был приехать в академию учиться, а он дерется на дуэлях да скандалит, и приходит конец мирной жизни не только в академии, но и у автора. Зато такая история получается живой и искренней.
Но: ваш случай – это ваш случай. Вам и решать, что делать с «явлениями» и бунтами. В отличие от остальных мутаций, самоуправство персонажей или бунт героев замечаются быстро. И пресечь на корню их тоже можно быстро. А нужно ли – решайте сами.
Источник: Школа вдохновения
Comments